Сложно ли научиться играть на гитаре? Советы и рекомендации для начинающих гитаристов

Немного о гитаре и гитаристах…

Гитара – очень популярный инструмент,  история которого уходит в губину веков.  Желание освоить его не зависит от возраста и пола. Кто-то начинает заниматься с репетиторами, посещать музыкальную школу… Другие, напротив, верят в себя и, проявляя достойное подражания усердие, самостоятельно поднимаются на вершину исполнительского мастерства, добиваясь ошеломляющего мирового успеха. Среди таких гитаристов-самоучек — Джими Хендрикс, названный  журналом «Time» величайшим гитаристом всех времен, а «Life» — «полубогом рок-музыки»; Сол Хадсон (Слэш); Эрик Клэптон; Гэри Мур – ставший легендой ирландский блюзмен, певец и композитор; Ингви Мальмстин – шведский гитарист-самоучка, мультиинструменталист и композитор, включённый  в список «100 величайших гитаристов всех времен по версии Classic Rock».

Поэтому, если вы мечтаете играть на гитаре  – смело идите к своей мечте, отбросив все сомнения, даже если вам уже далеко за…

В жизни возможно все, важно лишь ваше желание и действие!

Конечно, не каждый сможет стать виртуозом, но каждому по силам научиться аккомпанировать себе! Изучив несколько простых аккордов, вы сможете сыграть практически любую популярную песню. Регулярность занятий, трудолюбие, настойчивость, усидчивость и целеустремленность  обязательно приведут вас к успеху,  и  вы обязательно  еще не раз  удивите друзей и близких своими вновь открывшимися  талантами! Аккорды популярных песен для гитары можно найти на сайте akkords.pro.

Помните, что  хорошими гитаристами не рождаются – ими становятся!

Как долго нужно заниматься?

Начинающего музыканта интересует, сколько же времени стоит уделять ежедневной тренировке, чтобы научиться быстро играть на гитаре. Это зависит от уровня первоначальной подготовки и запаса свободного времени.

Если уделять занятиям ежедневно хотя бы 40-60 минут, за 2-3 месяца основные приемы усваиваются, приобретается устойчивый навык игры. Слишком усердствовать на начальной стадии не рекомендуется. Нетренированные пальцы быстро устают, а на подушечках неизбежно появляются мозоли. Это довольно болезненное явление, при котором дальнейшие занятия придется перенести на более поздний срок.

Впоследствии, когда мозоли затвердеют, играть на гитаре будет легче и приятнее. Кожа на пальцах перестанет болеть, и ежедневные тренировки продлевают до 1-2 часов.

Максимальную продолжительность упражнений никто не ограничивает. Если занятие приносит удовольствие, то можно отдавать ему все свободное время.

Настройка гитары

Существует несколько способов настройки шестиструнной гитары. Предлагаю рассмотреть самый простой из них.

Для начала вам нужно настроить первую струну на ноту Ми. Сделать это можно с помощью камертона или тюнера. Когда первая струна настроена, зажимайте вторую струну на 5 ладу и настраивайте в унисон с открытой первой струной.

По такому же принципу настраиваются остальные струны, за исключением третьей. Она зажимается на 4 ладу и настраивается в унисон со второй струной. Если при настройке на слух возникают трудности — проверяйте себя по тюнеру.

Для большей наглядности приведу схему настройки:

  • 2 на 5 ладу звучит в унисон с 1 открытой;
  • 3 на 4 ладу звучит в унисон со 2 открытой;
  • 4 на 5 ладу звучит в унисон с 3 открытой;
  • 5 на 5 ладу звучит в унисон с 4 открытой;
  • 6 на 5 ладу звучит в унисон с 5 открытой.

Как выбрать для себя гитару

Правильно подобранный инструмент обеспечит комфорт во время музицирования и поможет ускорить процесс обучения. Чтобы пальцы сильно не уставали во время игры, новичку стоит приобрести классическую гитару. У нее мягкие струны (нейлоновые) и более удобный корпус, в отличие от акустической.

Акустические гитары

У акустических гитар металлические (стальные) струны, поэтому на первых занятиях пальцы могут сильно уставать (вплоть до появления мозолей). Но зато инструмент издает более звонкий и насыщенный звук. И в этом его главное преимущество.

При выборе инструмента необходимо «примерить» его на себя, попробовать что-нибудь сыграть и т. д. Если гитарист будет чувствовать себя комфортно, значит гитара подходит.

И, конечно же, стоит обратить внимание на цену. Качественная гитара всегда стоит дороже.

Басовые инструменты

Бас-гитара — это одновременно ритмический и мелодический инструмент, в классическом варианте имеющий 4 струны (но бывают и больше). Бас придает звуку особую глубину и форму, поэтому используется в таких жанрах, как рок, метал, блюз или джаз.

Бас-гитара подходит для музыкальной группы, а не соло выступлений.

При выборе инструмента важно учитывать качество сборки и стоимость. Как правило, чем выше цена, тем насыщеннее будет звучать бас-гитара.

У новичка могут возникнуть сложности с выбором, поэтому можно попросить помочь человека с опытом или в крайнем случае проконсультироваться у продавца.

Устройство гитары

Устройство электрогитары на самом деле немногим отличается от устройства акустической гитары. Строение электрогитары:

  1. Корпус.
  2. На передней части корпуса расположены бридж (держит струны), звукосниматели, гнездо для подключения кабеля, регуляторы тембра и громкости.
  3. На боковых частях корпуса находятся пуговицы для крепления ремня.
  4. Гриф.
  5. На грифе закреплена накладка, на которой расположены порожки (лады) и нанесены точки (метки) некоторых ладов.
  6. Струны.
  7. Головка грифа.
  8. На головке грифа есть колковые механизмы, на которые намотаны струны. Они предназначаются для настройки инструмента.
  9. У основания головки грифа расположен верхний порожек, регулирующий высоту струн над самим грифом.
  10. Гайка анкера для регулировки прогиба грифа.

Узнав, как устроен инструмент, можно переходить к его освоению.

На самом деле важно понять очень важный нюанс:

Первое — это атмосфера обучения.

Вы никогда не погрузитесь полностью в процесс сидя дома перед компьютером, держа в одной руке гитару, а в другой булочку с колбасой. При этом, перематывая один урок за другим, говоря себе: это не интересно, это ни о чем, а это не понятно. А тут здорово звучит, это я буду играть. Без сомненья, это, конечно хорошо, что мы любим играть то, что нам нравиться и от чего нас прет, но вопрос в другом. На сколько этот материал, который нам понравился, будет нам полезен в данный момент нашего обучения? Ведь практически всегда, перед тем как дать какую-то пьесу, я сначала ставлю звук у учеников. Это можно делать на примере всевозможных этюдов и различных упражнений на гитаре. После, как гитара начинает петь в руках обучаемого, мы начинаем работать над композициями. И нам уже легко представить, что брать, а что нет. Ведь так же можно сказать и про спортсменов, которые ходят заниматься именно в спорт зал. Никто из них не занимается дома. Можно ведь качать свои мышцы и дома, но там нет нужной атмосферы. Всегда есть отвлекающие факторы.

Второе — это четкая последовательность действий

Если для продвинутого человека важна только атмосфера, то для новичка очень важно и то и другое. Правильная последовательность действий от простого к сложному. Когда ко мне приходят заниматься гитарой в реале или по скайпу, то первое что я делаю, это определяю уровень способности человека.

К сожалению YouTube этого сделать не может. Это огромный минус этого глобального ресурса. Потом, нет стимула к развитию и того, кто вовремя сможет поправить если что-то пошло не так. Типичные ошибки это качество звука.

Обычно новички не обращают никакого внимание на свой звук.

А это самое важное в игре на гитаре. Очень важно следить за тем, правильно ли получается играть под метроном или нет.

Если будут ошибки, то ваш экран не сможет вам сказать об этом.Когда человек занимается с кем-то, например с педагогом, то у него есть определённый стимул к развитию. Ему хочется порадовать своего педагога тем, что у него что-то получается и чтобы его похвалили. Ну согласитесь с тем, что когда человека хвалят, то ему это приятно и ему, как минимум уже не хочется огорчать своего учителя не сделанным домашним заданием. Ученик начинает изо всех сил стараться выполнять задание. Как раз отсюда сразу идет рост музыканта. Соответственно, если давать правильное задание, то и итог занятий будет вполне заметным для самого обучающегося и для окружающих его знакомых.

Очень важно следить за тем, правильно ли получается играть под метроном или нет. Если будут ошибки, то ваш экран не сможет вам сказать об этом.Когда человек занимается с кем-то, например с педагогом, то у него есть определённый стимул к развитию.

Ему хочется порадовать своего педагога тем, что у него что-то получается и чтобы его похвалили. Ну согласитесь с тем, что когда человека хвалят, то ему это приятно и ему, как минимум уже не хочется огорчать своего учителя не сделанным домашним заданием. Ученик начинает изо всех сил стараться выполнять задание. Как раз отсюда сразу идет рост музыканта. Соответственно, если давать правильное задание, то и итог занятий будет вполне заметным для самого обучающегося и для окружающих его знакомых.

До какой степени отрабатывать каждое произведение?

Какова главная цель работы над каждым упражнением или учебной пьесой? Научиться играть их настолько правильно и красиво, насколько позволяет текущий технический уровень ученика. Как только эта задача решена, нужно переходить к следующему произведению.

Проблема в том, что без опытного педагога очень трудно самому определить эту тонкую грань. Объясню на примере. Допустим, в пятом такте у вас постоянно дребезжит одна струна. Это вам в принципе не хватает растяжки в такой позиции? Или именно в этом такте вы не обращаете внимания на ошибку? В первом случае пора идти дальше, а растяжка со временем появится. Во втором — надо продолжать работать именно над этим этюдом и устранить ошибку.

Отсюда же вытекает ответ и на другой попутный вопрос. Надо ли постоянно повторять и держать в памяти все пройденные произведения?

Дело в том, что нужно разделять учебный и концертный репертуар. Очевидно, что концертные пьесы следует поддерживать в рабочем состоянии. Даже если это концерты в узком кругу семьи на кухне. А вот учебные произведения для того и нужны, чтобы научиться и двинуться дальше.

Нет никакого смысла повторять этюд, который вы давно технически переросли и можете сыграть, проснувшись ночью. Представьте, что будет, если постоянно повторять всё, что вы интенсивно учили хотя бы за год. В конце концов, на это начнёт уходить всё время урока.

Здесь очень важно, чтобы учебный репертуар соответствовал вашему техническому уровню. В этом случае при необходимости вы легко вспомните любую пройденную пьесу буквально с одного прогона.

Рекомендации

  1. Не стоит волноваться, если совершаете ошибки. Их делают все. И даже у гитаристов-виртуозов не все получалось сразу. Если что-то сделали неправильно, в следующий раз вы уже этого не допустите.
  2. Если у вас есть желание исполнять настоящие песни, отыщите их во всемирной сети по названиям и найдите для них табулатуру и аккорды. А лучше всего будет, если вы подберете песни на слух.
  3. Игра песен параллельно их звучанию доставляет огромное удовольствие и оказывает положительное воздействие на вашу практику.
  4. При разучивании композиции нужно делать регулярные перерывы, чтобы не перенапрягать руки. В противном случае не избежать травм, да и процесс обучения не будет доставлять никакого удовольствия.
  5. Не стоит устанавливать чрезмерно высокий уровень громкости на метрономе или гитарном усилителе, иначе повредите слух.

Виды переборов

Перебор — самый простой способ игры на гитаре. Он подразумевает поочередное защипывание струн и извлечение отдельных звуков. Это расширяет простор для аранжировок и мелодических ходов, т. к. не нужно запоминать построение аккордов.

Популярные виды переборов — четверка, шестерка, восьмерка и вальсовые вариации.

Четверка

Этот способ игры задействует 4 струны — 3 верхние (ми, си, соль) и басовую. Вот несколько простых схем:

  1. Б321 — исполнитель сначала дергает басовую струну (ми или ля), а затем поочередно третью, вторую и первую (соль, си, ми). Далее опять следует бас и всё повторяется по кругу.
  2. Б312 — прежде всего звучит бас, потом 3, 1 и 2 струны.
  3. Б323 — бас, 3, 2 и снова 3 струна.
  4. Б123 — сначала проигрывается бас и далее поочередно 1, 2 и 3 струны.
  5. Обратная четверка — исполнитель одновременно дергает басовую, 1 и 2 струны. Затем следует 3 стр. (одна) и снова 1 и 2 (вместе), только уже без баса. И завершает схему 3 стр.

Последний способ сложнее предыдущих и требует практики, но звучит он намного интереснее и ярче. Поэтому его точно стоит освоить.

Шестерка

Шестерка — классический способ перебора, используемый в аккомпанементе русских и зарубежных песен. Вот несколько схем:

  1. Б32123 — вначале звучит бас, затем поочередно 3, 2, 1, снова 2 и 3 стр. Этот способ подойдет новичкам, не имеющим практики.
  2. Б321321 — бас проигрывается вместе с 3 струной, далее последовательно звучат 1 и 2. Не делая остановки, исполнитель сразу защипывает 3, 2 и 1 стр. (поочередно).
  3. Б12Б12 — музыкант защипывает бас (обычно это 6 или 5 стр.) и последовательно 1 и 2 струну. Далее снова бас, 1 и 2 с.

Восьмерка

Предполагает длинные последовательности нот, поэтому требует от исполнителя практики и определенных навыков. Но этот способ музицирования крайне полезен для развития координации движений. Популярные схемы:

  1. Б3231323 — в первую очередь проигрывается бас и далее поочередно звучит 3, 2, 3, 1, 3, 2 и 3 струны (без пауз).
  2. Б3212323 — бас, а затем последовательно 3, 2, 1, 2, 3, 2 и 3 стр. Этот способ более прост и удобен для новичка, поэтому подойдет для первых занятий.
  3. Б3231232 — исполнитель поочередно дергает бас, потом 3, 2, 3, 1, 2, 3, и 2 стр.

Вальсовые переборы

Проигрываются в ритме вальса (ведется отсчет «раз-два-три»). В первую очередь звучит бас, а затем уже остальные ноты. Популярная композиция, которую можно сыграть таким способом — «Прогулки на воде» от группы Наутилус Помпилиус. Известные схемы:

  1. Б(21)(21) — бас, потом 2 и 1 струны, и повтор — 1, 2. Главное — помнить о ритме вальса.
  2. Б(321)(321) — отдельно звучит бас, далее нужно дернуть 3 верхних стр. одновременно — третью, вторую и первую. Последнее действие повторить.
  3. Б3(21) — бас проигрывается одновременно с открытой третьей струной (соль), затем поочередно 2 и 1 с.

Как только переборы будут более-менее освоены, можно переходить к бою.

Перебор и бой на гитаре

Следующий шаг –научиться играть на своей гитаре перебор и бой. Перебор и бой – это разные способы извлечения звука из гитары. Бой предполагает удары по всем струнам в определённой последовательности.

Существует и другой способ этого боя, когда второй и пятый удары делаются с глушением. Глушение означает зажимание рукой струн после удара по ним. Это обеспечивает чёткие границы звуков и создает эффект ударного инструмента.

Перебор от боя отличается тем, что струны нужно дёргать по очереди. Рассмотрим некоторые несложные виды перебора.

Шестёрка» — самый простой и популярный перебор. Его схема: 6 – 3 – 2 – 1 – 2 – 3 (цифра соответствует номеру струны). Такой вид перебора используется во многих песнях.

«Вальсовый» — перебор на ¾, исполняется в темпе вальса: 6 – 123 – 123 или попроще 6 – 12 – 12.

«Восьмёрка» — тоже довольно известный вид перебора. Исполняется он так: 6 – 3 – 2 – 3 – 1 – 3 – 2 – 3.

В переборе «Четвёрка» задействованы 4 струны и существует несколько способов его исполнения:

6 – 3 – 2 – 1 – самый простой и легко запоминающийся; 6 – 3 – 1 – 2 – посложнее; 6 – 3 – 2 – 3 – тоже довольно лёгкий для запоминания перебор; 6 – 1 – 2 – 3 – ещё один способ исполнения «Четвёрки»

Играя на гитаре перебором, необходимо помнить, что каждой струне соответствует свой палец. 4,5 и 6 струны щипают большим пальцем, 3 – указательным, 2 – средним, а 1 – безымянным.

Обладая всеми этими знаниями новичок, может по началу и неуверенно, сможет подбирать аккомпанементы к несложным песням и читать ноты для гитары, которые найдет на просторах Интернета, а затем, отточив мастерство, сыграть более сложные композиции и пьесы.

Подытожим разговор о самостоятельном обучении игре на гитаре и составим алгоритм действий для желающих освоить её дома в короткие сроки:

  1. Приобретение качественного инструмента.
  2. Изучение устройства гитары и её настройка.
  3. Выбор места и времени для самостоятельных занятий, поиск нужной информации.
  4. Освоение несложных мелодий на одной струне.
  5. Изучение основных аккордов: их записи и расположения на струнах.
  6. Освоение боя и перебора.

Следуя этому алгоритму, довольно несложно научиться играть на гитаре, даже если человек начинает это с нуля.

Дальнейший путь начинающего гитариста – это тренировка и развитие. Пусть его не останавливают ни ноль знаний по музыкальной теории, ни трудности, с которыми он столкнётся по началу, ни негативное мнение недоброжелателей.

Важно помнить, что регулярные упражнения со временем придадут уверенности, поиск занимательных уроков онлайн и полезной информации позволят отточить умения и приёмы, а твёрдое желание освоить инструмент станет двигателем всего этого увлекательного процесса. Упорство и вера в свои силы рано или поздно дадут свои плоды, и усердные любознательные новички добьются взаимности от этого удивительного инструмента.

Напишите комментарий